Техника.

Если вы спросите большинство скалолазов почему они лазают, то вы получите в ответ целый спектр теорий, хотя наиболее общим обычно является необычайные ощущения движений. Вам может понадобиться сила при лазании по щелям, вам конечно необходима выносливость при прохождении длинного маршрута, однако с того момента, как вы начали маршрут, вам необходимо хорошо двигаться. Способность двигаться эффективно, сохранять энергию и плавно переходить от одного движения к другому, способность читать скалы и использовать все, что это дает с наибольшей пользой обозначается словом техника. Это не есть и не должно так быть, что вы считали технику только одним из элементов в длинном списке тех, которые вам надо улучшить. Техника сама по себе является цепочкой, а такие вещи как сила, выносливость, гибкость являются только связями. Все в скалолазании происходит от техники, и все, в свою очередь, возвращается к ней.

Все это конечно хорошо, но что все-таки точно означает это слово, которое так часто употребляется в контексте, но все еще не понятно? Сколько раз при лазании по стене или по трещине вы слышали такие слова: "О да, он слабый физически и не тренируется, но он выезжает за счет техники"? Вы можете сказать вещи такого сорта о друге или партнере по лазанию, однако можете ли вы на самом деле определить, что у них есть, чего нет у вас? Дело в том, что мы все знаем как стать сильными и подходящими физически, это описывается простой формулой: сделал работу - получил результат. Однако проблема с техникой возникает, когда вы смотрите в зеркало; дело в том, что остальных вы можете критически оценивать в течение всего дня, при этом так тяжело быть объективным к самому себе.

Вы всегда лазаете так как вы лазаете, поэтому как вы можете измениться и с чего вам следует начинать? Это не секрет, что многие европейские спортивные команды используют видео просмотр как необходимый инструмент самоанализа. То как вы в первый раз увидите себя на экране является определяющим уровень опытом, так как вы непременно будете двигаться там быстрее или медленнее, более гладко или более дергано чем вы ожидаете.

В виду того, что технику тяжело приложить к себе самому, то мы стремимся использовать технику других людей или как отправную точку, или как идеал от которых мы строим свою собственную технику. Если попросить дать определение хорошей техники, то мы стремимся дать изображение образцового европейского скалолаза, который скорее упадет, чем допустит легкое дергание, или, хуже того, хватание за зацепки. Но на какого скалолаза похож Johnny Dawes, которого считают одним из наиболее техничных творческих скалолазов всех времен. Это пример человека, имеющего внутреннее понимание своих физических ограничений: роста, силы и т.д., который развил уникальный персональный динамический стиль для их компенсации. Более крайних противоположностей не возможно придумать, и при этом оба типа скалолазов характеризуются по-видимому бессмысленным определением как "имеющие хорошую технику".

Таким образом теперь становится ясно, что понятие техника характеризует не однозначность в скалолазании, забывая обо всем остальном, а это чтение скал и ответ самому себе на вопрос о том, какие ресурсы вы имеете для наилучшего решения данной проблемы. Причина по которой французы настолько медленны и контролируют себя в том, что они могут это себе позволить. Они имеют достаточно выносливости, чтобы позволить себе зависать на столько долго, сколько требуется для нахождения лучшей возможной последовательности движений. Помните, что если вы сильны но не настолько выносливы, то быстрый, рывковый цепляющийся стиль может быть более эффективным. Зачем ходить вокруг да около, когда у вас достаточно сил чтобы просто пролезть? Нет нужды говорить, что это очевидный жизненный подход. Когда ваш прогресс приведет вас на новую стадию лазания, вы можете достигнуть точки, когда ваши скрытые резервы силы уже не будут выручать вас. Очевидно идеальным решением может быть наличие природных способностей к быстрому чтению технически сложных последовательностей, и, таким образом, сохранения резерва выносливости. Вопрос в том, является ли эта способность природной или же этому можно научиться? Должны ли мы отказываться от адаптации стиля к нашим собственным техническим ограничениям, или же мы должны бороться за изменение их?

Впечатляющим примером человека, который попытался дать ответ на этот вопрос, является французский скалолаз Jibe Tribout, который пытался улучшить свое лазание on sight. После внимательного анализа Tribout сделал вывод, что его неудачи идут от невозможности полностью реализовать свой потенциал по причине плохой техники. Он решил, что процесс принятия решения, включающий время на чтение последовательности движений был для него слишком медленным, мыслительным явлением. В идеале, даже когда идет сложная работа иметь возможность просто переключиться на автопилот, считывать предстоящие скалы и просто выдавать последовательность движений. Нет необходимости думать; нейромышечный процесс позаботится обо всем. Для большинства из нас этот подсознательный процесс вынужден поддерживаться с использованием большой доли сознательного мышления потому что он просто не развит. Это как обучение езде на велосипеде: чем больше вы практикуетесь, тем меньше думаете над этим процессом, и реально, меньше вихляний и подпрыгиваний требуется. Если как скалолазы мы не проводили для себя процесс изучения техники, то чем дольше мы будем тренировать силу и выносливость без тренировки техники, тем сложнее нам будет вернуться назад по пути обучения.

Tribout понял это и намеревался сделать что-нибудь с этим; не смотря на то, что достижение его цели неминуемо потребует массу терпения. Ответ был в возвращении назад к основам, опуститься на уровень или два, но заставить себя лазить правильно. Когда вы дойдете до сложного участка, не прочитаете его с первого раза, начнете чувствовать усталость, зазвучат предупреждающие колокольчики, то вы должны сопротивляться очевидному искушению пролезть его на силе. Вы не должны продолжать, пока не найдете лучшую возможную последовательность движений. Это неминуемо будет происходить очень долго поначалу, и вы будете забиваться и терпеть неудачи в то время как вы могли бы проскрестись и быть победителем.

Однако Tribout нашел, что его способность находить оптимальную последовательность движений становилась все быстрее и быстрее, пока она не стала почти мгновенной и подсознательной. "Отброшенные маршруты" оказались стоящими затраченного времени и конечным продуктом был возросший уровень постоянства. Один шаг назад для того, чтобы сделать два шага вперед. Это случай, когда вы готовы принести жертву, которая в то же время ей не является. Кроме того, каждый может рассматривать это как придуманный искусственный способ активного поиска хорошей техники. Возможно это как с чашей Грааля: чем сложнее поиск, тем тяжелее найти. Остерегайтесь ловушек представления, что вы чувствуете "техничные движения" ради чистого понимания этого. Беспричинное использование ярких движений может означать только то, что вы тратите больше энергии, чем экономите. Запомните из всего этого, что хорошая скалолазная техника предполагается для того, чтобы сделать жизнь легче, это должно быть искренне, импульсивно и спонтанно. Являются правдой или нет слухи о новой волне в тренировке техники французских скалолазов, методом лазания с теннисными шарами в руках, но всегда найдутся легковерные люди, которые попытаются это, но вы лучше откажитесь ради просто лазания.

В случае техники может быть один наилучший совет, который можно дать, в отличии от тренировки силы, где не может быть наименьшей затраты времени. Хотя вы и достаточно естественны, вашей единственной надеждой остается лазить на стольких различных рельефах и так часто, как это только возможно. Каждая поверхность с которой вы встретитесь, будь то известняк или гранит, даже дерево или пластик, построят вашу базу движений и увеличат разносторонность как скалолаза. То же самое очевидно является правдой и для разных углов наклона. И вертикальные плиты и нависания каждые имеют свои собственные особенности, и до некоторой степени взаимно исключающие. Я хочу этим сказать, что те, кто лазает только на стоячих плитах не может знать, что такое "египетская техника", и наоборот, если вы проводите слишком много времени на нависании. Легко убедиться в важности работы ног, когда вы пытаетесь улучшить свою технику, однако хотя и является очевидным то, что лазание на скалах с небольшим наклоном является необходимым, чтобы научиться доверять своим ногам, но нависающие скалы зачастую учат вас наиболее общим позициям тела. Помните, что все тело делает свой вклад в продвижение вверх, а не только точки контакта. Наиболее расстраивающим в деле применения техники является то, что чем больше ситуация требует этого, тем сложнее это сделать. Очень хорошо разрабатывать изящную последовательность когда вы только отдохнули и находитесь прямо у шлямбура. Горькая ирония заключается в том, что вам бывает необходима хорошая техника когда вы: забились, чувствуете слабость, надо вщелкнуться, или, что еще хуже, во всех трех одновременно, и, конечно, время, когда это случиться, не зависит от вас. Именно в этот момент нас начинает трясти, хотя подсознательно мы знаем, что надо расслабиться и взять все под контроль. Реакция "сражение или полет" может хорошо служить обычным людям, но это не удобно для скалолазания. Использование хорошей техники при все возрастающем напряжении должно быть конечной целью любого скалолаза.

К несчастью существует критическая вводная стадия, на которой мы должны изучить весь длинный список наших скалолазных привычек вне зависимости от того, хорошими или плохими они являются. Если вы проникнитесь идеей избежания неприятностей с руками, то пока вы никудышно двигаете ногами, то вам будет тяжело измениться. Кроме того, это возможно только с раскрытым умом. Только при лазании на различных типах рельефа, которые не дают вам использовать проверенную формулу, вам не останется выбора только как адаптироваться. Отправьтесь на какие-нибудь плиты и острые углы из крупного песчаника, которые не будут поддаваться, если вы будете долбить по ним, то вам потребуется более ловкий и мягкий подход, чтобы лазить по ним. Основной вещью является то, что вы улучшение техники является противоположной задачей к покорению их, что, возможно, покажется многим мистикой скалолазания. Скалолазная техника является индивидуальной возможностью каждого расписать одну и только одну вещь - скалу.